История воротников - от истоков до современности
Такая, казалось бы, привычная деталь одежды, как воротничок. Накладные, отложные, воротники-стойки — в нашем гардеробе достаточно много вещей, где они присутствуют. А ведь, на самом деле, воротник имеет очень интересную и богатую историю.
Принято считать, что прообразы современных накладных воротников появились еще у древних египтян. Они были составляющей частью преимущественно мужского гардероба, покрывали не только шею, но и плечи, и были украшены бусами из стекла, вышивкой и вставками из драгоценных камней. Наличие такого декора имело и еще отличительную функцию, так, например, у военного сословия были обязательные красные полосы на одном плече.
Теплый климат античной Греции и Рима позволял жителям полисов и городов обходиться без воротников большую часть года. В остальное время носили шейные платки. Особенно их ценили римские легионеры. Платки были удобны и в жару и в холод, да, и амуниция, и доспехи не натирали шею, что было очень кстати.
В Темные века воротник представлял из себя обычную полоску ткани, простолюдины нередко обходились и вовсе без него. Ситуация поменялась ближе к XIII веку, когда на европейском континенте устоялся тип воротника-стойки — сначала как пришивная часть аристократического костюма, а затем и как самостоятельная единица, которую носили отдельно. Законодателями были испанцы и французы, но вскоре мода распространилась по всей Западной Европе.
На Руси в то время был свой вариант этого элемента одежды. И назывался он нашими предками «барма». Обычно их носили в виде оплечья поверх основного платья, богато вышивали бисером, жемчугом или драгоценностями. Доступны бармы были исключительно княжеским, боярским и царским родам. Впрочем, стоячие воротники тоже были не редкостью.
Настоящее развитие накладные воротники получили в эпоху Ренессанса. Шили их преимущественно из бархата и меха. Венецианские дожи и куртизанки украшали ими свои одежды: платья, колеты и камзолы.
В эпоху Возрождения эстафету подхватили испанские гранды, введя в свой гардероб жесткий воротник-стойку из тюля или гипюра. Он был достаточно высоким, с рюшами и кружевами. В историю этот аксессуар вошел под названием «Стюарт» в честь шотландской королевы Марии Стюарт, которая очень любила этот наряд из белоснежного тюля или гипюра.
Французские модники, желая перещеголять всех, пошли дальше и увеличили размеры рюш, что делало одеяние немного гротескным. Впрочем, тогдашней богеме так не казалось.
А в XVI веке в моду вошел так называемый воротник «фреза». Он был круглый, гофрированный и при этом настолько жесткий и пышный, что вращать головой в такой одежде было весьма проблематично. Но, тем не менее их носили дворяне и купцы практически во всей Европе. Изготовляли эти воротники из очень тонкой белой ткани, украшенной кружевами, самыми изысканными из которых на тот момент были из Брабанта и Венеции.
Дальнейшее развитие этих элементов одежды продолжалось, и на следующем этапе в моду вошел воротник-веер, скрепляемый на спине. Предположительно он был придуман флорентийскими портными. Так это или нет, единого мнения до сих пор не существует, однако в истории этот воротник округлой формы остался под именем «Медичи», в честь королевы Франции Екатерины Медичи.
Кстати, именно этот тип воротника любила носить и ее английская «коллега» Елизавета I, вот только «островная» мода предполагала несколько иную форму — двойное полукружье.
В допетровской Руси бояре носили нечто похожее, но заморское название было неизвестно и назывался этот воротник «козырь».
Первая половина XVII века принесла новые веяния. При шведском королевском дворе вместо стоячих воротников в моду вошли отложные. Дамы и кавалеры щеголяли в богато украшенных кружевами камзолах и платьях, а вот их подданные покрывали шеи обычными белыми воротниками.
Позже Европу захлестнула мода на парики. Пышные накладные волосы ниспадали на спину и плечи, что не могло не сказаться и на фасоне воротников. Они значительно укоротились сзади, зато впереди стали более длинными. Изменилась и форма — удлиненные концы стали прямоугольными. Такой тип воротников получил наименование «рабат». В России они появились после реформ Петра I и введения им в повседневный обиход европейского платья.
В XVIII англичане придумали свой фрак со стояче-отложным воротником. Сам костюм менялся неоднократно, а вот тип воротника долгое время оставался прежним.
А в 1827 году жительница США Ханна Монтегю в один прекрасный день пришла к простому решению, как сэкономить на стирке мужских рубашек. Поскольку самой загрязняемой их частью был воротник, Ханна просто отделила его от основной части рубашки и пришила чистый.
Так началась эра съемных воротников. Особенно понравилось это изобретение военным портным. Съемные воротники, как часть армейского обмундирования были приняты во многих странах и долгое время оставались таковыми.
В начале XX века на Бродвее с успехом шла постановка сказки Джеймса Барри «Питер Пэн». Исполняющая главную роль актриса Мод Адамс принимала деятельное участие в создании облика своего героя. Именно она придумала белый отложной воротничок, как деталь костюма «мальчика, который не хотел взрослеть». С ее легкой руки эти аксессуары стали главным «писком» тогдашней моды.
Даже всемирно известная Коко Шанель не обошла их вниманием.
Накладные воротнички были очень популярны на протяжении всего XX века. Особенно актуальными они были в 60-70-х годах.
И сегодня они также не выходят из моды. Многие знаменитые кутюрье используют эту деталь гардероба в своих коллекциях. Увидеть их можно на подиумах разных площадок по всему миру. И неудивительно, ведь они в состоянии придать женственности и элегантности любому одеянию, сделают стильной и неповторимой любую вещь — от блузки или футболки до выходного платья.